Изрядную часть жизни мы тратим на борьбу за свои права. Права участвовать, представлять, избирать и быть избранными. Любить и быть любимыми. Живя в эпоху материализованных чудес, наученные горьким опытом Пиноккио, мы жнем, где не сеяли и собираем, где не рассыпали. В самозабвенном упоении этим промыслом упускаем одну деталь: Поле Чудес географически возможно лишь в Стране Дураков.

Впрочем, охота за раем небесным пуще неволи злободневного имиджа.

Информационная религия:

Сатана умер, - да здравствует Создатель?

Подумать только, какие незначительные силы приводят в движение мир: немного угля – и оживает паровоз, немного чувства – и оживает человек…

Дж. К. Честертон

6.

Человек отличается от машины житейской многоплановостью. Для жизненного успеха ему мало физического здоровья и материальных благ, – нужно еще как минимум что-то третье. Это третье часто называют душевным порывом. Такова природа вдохновения поэта, рекордов спортсмена, красноречия оратора. Однако источник этой столь необходимой энергии имеет загадочную причину, существо которой волновало лучшие умы на протяжении всей человеческой истории. И самая большая проблема, с которой им пришлось столкнуться, – непостоянство упомянутого источника. То, что сегодня называют моральной силой, озарением, уверенностью в себе, приходило к человеку в любой момент, но могло и уйти, когда вздумается. Как же присвоить или хотя бы на время задержать своевольный переменчивый дух, так необходимый для победы в бою или хотя бы даже для успешного труда? Мне кажется, что именно подобные размышления, требующие особой эмоционально-психической концентрации, и вызвали к жизни первые на земле эзотерические науки.

Люди, обладающие аналитическими способностями к таким размышлениям, издавна приметили несколько закономерных обстоятельств. Во-первых, не все их соплеменники в одинаковой мере обладали духом, т. е. способностью к проявлению моральных качеств, что особенно явно проявлялось в сложных обстоятельствах жизни – на охоте, войне, в поединках с соперниками. Во-вторых, несомненно, существовали условия положительные или отрицательные по отношению к формированию духа в человеке. В третьих, – и это имеет самое прямое отношение к теме – не только окружающие люди и обстоятельства влияли на моральную силу. Оказывали влияние также и предметы, в том числе одушевленные, то есть животные. «Счастливый меч», «волшебный конь», «заколдованные вещи» – все это отражает наблюдения, хорошо сохранившиеся в непогрешимой мудрости народного фольклора в виде известных нам конька-горбунка, меча-кладенца, сапогов-скороходов.

Здесь мне придется сделать отступление, извинившись перед читателями за намеренно опущенную в предыдущей главе деталь из области устройства мира. Энергоинформационное поле имеют не только люди. Оно есть также и у животных, оно есть у всех предметов материального мира, как личная карточка, как счет всех дел, как, если угодно, тень, отбрасываемая всем сущим плана физического на некую «небесную твердь» тонкого плана. Информация о живых и неживых предметах циркулирует в космосе по своим особым каналам, передаваясь от одного объекта к другому. Электронную аналогию даже нет надобности приводить, – она напрашивается сама – сейчас и всегда, когда речь заходит о структурах мироздания. Но в данном случае мы поступим наоборот – примем в качестве первоначальной компьютерную модель и будем исходить из ее космических аналогов.

Предположим, гениальный программист, естественно – наш соотечественник, написал гениальную программу, бескорыстно вручив ее исходный текст первокурснику, собирающемуся на студенческую олимпиаду. Комбинируя с сырым телом этой программы, наш не блещущий интеллектом студент (редкое исключение!) побеждает в 9 конкурсных тестах из 10 и выигрывает золото у более одаренных ровесников. Пример этот абсолютно материальный – ни одного духовного понятия в нем нет. Он лишь показывает, что в состязательном отношении человеческая ценность суммируется с ценностью используемого орудия. По этому поводу преферансисты при случае говорят: «С такими картами и дурак выиграет!» Но информация, как нам известно, передается не только посредством телекоммуникаций, а также с помощью неизученных (?) энергий космоса. Живые и неживые объекты, несущие такую информацию, малопригодные для дела с физической точки зрения, могут быть иногда весьма полезны в энергоинформационном отношении – и не одним только дуракам. Так появились в мире символы и ритуальные (магические) предметы. А также появились на тех же основаниях всякого рода образы людей, этими предметами владевшими либо имевшие к ним какое-то отношение. Об историческом опыте этих людей и применении этих предметов сложились передаваемые из уст в уста, а впоследствии записанные знания. Что это такое, известно всем. Это – религии.

К религиям у всякого серьезного и умного человека имеется, невзирая на имидж декларированного вероисповедания, плохо скрываемый и потому для всех очевидный скепсис. Что-то вроде незнайкиного: «Но я же не дурак!» Сила общественного мнения, о которой я и многие немало уже сказали, не позволяет уважающему себя человеку настолько поверить «во все эти бредни», насколько это необходимо, чтобы попытаться их постичь. А именно такой самозапрет всегда и был необходим для укрепления в религиозной геополитике статуса «экзотерической резервации» простого большинства землян. То есть, работает все тот же вечный как мир закон: чем сильнее хотим выглядеть умными, тем больше попадаем в кабалу к тем, кто прикидывается простаками. В этом и состоит сущность эзотерических кастовых религий с их эксплуатацией путем психоинтеллектуальной экспансии, т. е. с игрой на чувствах эксплуатируемых. Шаманские «семейные подряды» не допускали к сокровищнице знаний посторонних, что, безусловно, развязывало им руки. Этому обстоятельству придавалось первостепенное значение материалистами-атеистами. Сформулируем его:

q       Необходимым условием существования религиозного уклада жизни любого общества является публичное облечение основ вероисповедания в сказочно-мифическую, т. е. недоступную для осмысления форму.

Однако, материализм, внеся колоссальный социально-научный вклад в историю человечества, в старом виде уже неприменим ввиду того, что, как максимум, противоречит формирующейся сегодня научной картине мира, и как минимум, недостаточно подробно ее описывает. Кроме того, говоря об атеистических амбициях представителей марксистско-ленинского материализма, следует особо иметь в виду их политическую направленность в борьбе за «идеологию масс». То есть, речь шла исключительно о том, что «кровожадные эксплуататоры» не допускали народ к знаниям из страха потерять власть. И эта уже сформулированная причина действительно реальная, но не единственная. Дело в том, что религиозные знания действительно существовали и существуют по сей день, но в первоисточниках они даны в эмоционально-эзотерической форме. То бишь, в виде программного кода ядра ОС[1], знакомого лишь программистского толка шаманам! Поэтому, смело формулируем второе условие:

q       Религия существует, пока ее ритуально-символическая форма обеспечивается реальным содержанием хранимых в анналах жрецов мировоззренческих знаний.

Как выражаются господа философы, условия бывают необходимыми и достаточными. То есть, первыми, вторыми, или теми и другими одновременно. Необходимыми – значит, теми, без которых прекращается существование обусловленного. Достаточными – теми, какие нужны, чтобы это существование поддерживать. Перечисленные условия религиозного уклада в целом удовлетворяют обоим параметрам, и я надеюсь, вы поняли, о чем сейчас пойдет речь. Правильно, о религии. Не о старой, ветхозаветной. О новой – информационной.

7.

Условия, при которых существующая религия процветает, нами выявлены. Но что необходимо для ее появления на свет, для того, чтобы добропорядочные обыватели-материалисты вдруг, позабыв мирские заботы, дружно ринулись загружать новосотворенного идола дискетами своих грехов?

Как было сказано в начале, люди – во всяком случае, многие из них – весьма внимательны к явлениям своей жизни, особенно к тем, которые влияют на их моральное состояние. Внимание это способно порождать веру в приметы, доверие или отчуждение к другим людям, предметам и обстоятельствам. Если же эти наблюдения поддерживаются такой всемогущей социальной силой как общественное мнение, созерцательность уступает место практически немотивированной (а то, что порождает толпа, всегда немотивированно) страсти. Страсти ко всякого рода «защитам» от всякого рода зла. На уровне энергоинформационном (то есть наиболее близком к религиозному сознанию) это попытка усилить свое поле за счет высоких энергий космоса (магия). На уровне телекоммуникационном это примерно то же, что, запустив на Интернет-просторы «троянского коня», уворовать у ближнего (дальнего) своего Login & Password[2]. На уровне теологическом это страстное желание заполучить образ, символ и амулет, то есть троицу, икону и нательный крест, если аналогия христианская.

Никоим образом не хочу задевать чувства верующих. Хочу лишь быть правильно понятым в том смысле, что ни в одной из приведенных аналогий, включая последнюю, нет и намека на веру. Истинная вера всегда бескорыстна, а в данном случае мы имеем дело с расчетливой коммерцией. Впрочем, «продавали душу дьяволу» не только за духовный, но и за сугубо материальный товар. Однако, по современным данным, менталитет человечества в его новейшей истории резко изменился: сегодня приоритет духовных ценностей у Homo Sapiens безусловен. Это не означает, что мы стали высоконравственными, – всем понятно, что жесточайший XX век перешел, судя по мировым событиям, в не менее жестокий XXI. Это лишь означает, что сегодняшний человек гораздо выше денег ценит удовлетворение духовных потребностей, то есть относительное число людей, небезразличных к проблеме духа, выросло до масштабов цивилизации. Теперь уже не отдельные «продвинутые» люди, а изрядная часть человечества экспериментирует с собственной психикой, привораживая, снимая «сглазы» и выправляя карму; обращается для этого к магам, экстрасенсам и колдунам. И эта часть ни перед чем не остановится ради достижения модного ныне духовного благосостояния, как предки – ради состояния материального. Тем более что к их услугам – современная техника и технологии.

Что же следует из сказанного?

выводы

Ø      Религия как источник душевного покоя не нужна верующим – тем, кто адекватно воспринимает себя и все окружающее на классическом полотне мироздания. «Блаженны нищие духом», – для них, мятущихся в вихрях земных страстей и неурядиц, она и служит, – объективно-убедительная, как речь психотерапевта; вкрадчиво-мудрая, как вечерняя сказка для самых маленьких.

Ø      Религия как система общественных взглядов возникает, как и все в мире, при наличии спроса и предложения. Условием ее появления является наличие большинства неверующих (спрос) и некоторого числа тех, кто верит, потому что знает (предложение).

Ø      Мировоззренческие запросы современного человека велики так же, как и психические нагрузки на него, поскольку количество информации непрерывно усложняющегося качества все возрастает. Ахиллес информационного общества гонится за Черепахой собственных  мироощущений, не в силах ее догнать. В этом смысле дикарь, не умеющий объяснить происхождение грома, даже выигрывает перед пользователем, не успевающим осваивать все новые интерфейсы[3]. Современный человек велик в своем интеллекте и жалок ввиду своего катастрофического неверия.

Ø      Религии традиционного толка стремительно вытесняются из мировоззрения людей геометрически прогрессирующим уровнем человеческого развития, снижая причинность основного необходимого условия – эзотеричности. Но свято место бывает пустым лишь в воображении: новая святыня грядет.

Святыня эта удовлетворяет, как видно, не только объективным, – необходимым и достаточным, – но и субъективным условиям современного информационного мира. Мы погружаемся в нее, как в молитву, забывая обо всем, включая самих себя. Перед компьютерным дисплеем, как в кресле оператора машины времени, мы замедляем его ход. Мы отыскиваем в потаенных глубинах Сети все новые откровения, зовущие вдаль и манящие нас бесконечно отодвигаемой, подобной миражу, перспективой. Давая неограниченную власть над собой, миром и космосом, компьютер делает нас почти всемогущими и, как минимум – гениальными…

Стоп-стоп! Кажется, я увлекся. Иногда забываешь, что все адресуемое собратьям, неплохо бы примерять и на себя. Особенно, сидя перед этим самым монитором…

Прежние религии имели явную вещественную атрибутику, так как большинство экзотерически неверующих прихожан являлись по своей человеческой сути материалистами. Сначала на базе отдельных природных «чудес» появились политеистические религии – с рядом ответственных за свои «ведомства» богов и соответствующим количеством религиозных символов. Затем эти религии сменились более общими – монотеистическими – с абсолютным небесным владыкой во главе. Чем больше занимали человеческую душу земные ценности, тем больше религиозных атрибутов – и тем более величественных – душа требовала. Сегодня мы индифферентно воспринимаем «чудеса света», и даже данные спектрально-углеродного анализа плащаницы Иисуса не убеждают нас в том, для чего предкам достаточно было золотого распятия. Парадокс: человечество, стоящее сегодня на позициях духовного восприятия мира, не верит в силу собственной души. И потому, не нуждаясь больше в атрибутике, не замечая и не признавая религиозной склонности в себе, оно – то есть мы с вами – возводит новую религию незаметно для себя.

А может, все это – плод разгоряченного низкочастотным излучением ума? Диагональ маловата, разрешение[4] слабовато, а? Имея некоторые сведения по предмету, давайте попробуем сопоставить факты и прийти к обоснованным выводам.

8.

Японцы придумали много замечательных вещей, исключая разве что придуманные русскими. Однако до одной из них менталитет наших соотечественников додуматься бы им не позволил, поэтому истинность (true) японского патента на эту вещь несомненна. Это – тамагочи, электронная игрушка с эмоциональными претензиями.

Принцип функционирования космических информационных полей полагает обменные процессы объектов мира столь же необходимыми, как обмен веществ физического организма. То есть человеку необходим приток «свежей» информации как вида жизненной энергии, но точно так же необходим ее отток. Поэтому житейская логика «с кем поведешься, от того и наберешься» и в данном смысле понимается без купюр. Что именно человеку желательно получать из космоса, мы знаем – чего-нибудь освежающего, светлого, оптимистичного. Но не менее важно то же самое и возвращать, – иначе возникает энергетический застой, переходящий в депрессию. Не отдавая по большей части себе в этом отчета, мы интуитивно поступаем правильно: любим, верим, надеемся на лучшее в окружающих. Но, говорят, любить стало не модно, особенно на уровне семьи, доставляющей множество проблем деловому человеку. Мир начал таиться в ячейках – нет, не общества – многоквартирных домов и малонаселенных коттеджей. Тамагочи – первый исторический символ новой религии, принимающий на себя энергию человеческих чувств, и не просто чувств, а самых высоких и лучших, на которые только способен «электронный папа».

Впервые в земной истории получателями самой мощной энергии в мире – энергии человеческой любви – стали неодушевленные, а, следовательно – не способные к взаимности объекты. Тамагочи является идеальной иллюстрацией такого объекта, но далеко не самым совершенным прототипом вида. Что же совершенней? Конечно, наш с вами бесконечно любимый друг – ПК (PC).

Утратив потребность в материализации своих духовных устремлений, человечество не уменьшило, а, напротив, – повысило потребность в самих этих устремлениях. Но прагматичная подозрительность неверующих пересиливает в нас внутренние побуждения к проявлению чувств в отношении себе подобных. Другое дело – виртуальная любовь. Я, конечно же, не имею в виду секс по Интернету. Я имею в виду наших «электронных наложниц» и «наложников». Они безупречные партнеры в смысле логичности, предсказуемости, адекватности. Мы всецело доверяем им, а иногда злимся, как на упрямую жену, и бьем их по рукам (бедная долготерпеливая клавиатура!), как непослушных детей. Они говорят нам правду, одну только правду… Помните продолжение? «Но не всю правду!» Они не могут знать и, к счастью, никогда не узнают всей правды о себе. Но мы должны иметь ее в виду, потому что, в известном смысле, эта правда – о нас.

Скажи мне, кто твой бог, и я скажу, кто ты – так бы я перефразировал народную мудрость. Прежние религии были «хороши уж тем», что основывались на сознательной вере, то есть материальное сознание верило в то же самое, во что и надматериальное подсознание. При этом человек избегал определенного раздвоения личности, бесконтрольного проникновения чьей-то воли в область своих энергоинформационных структур. Кстати, в этом помогала и атрибутика – те самые образ, символ, амулет, фиксирующие сознание и перебрасывающие мостик с него на тонкое тело. Поверяя душу компьютеру, мы сегодня верим лишь подсознательно и при этом все более утрачиваем способность к вере как таковой. Мы отдаем ему духовное содержание, честно и справедливо получая взамен содержание вещественно-информационное, и тем самым продолжая наращивать невосполнимый душевный дефицит. Мы ждем от него неизведанных откровений. Мы никогда их от него не дождемся.

Немаловажная деталь: компьютер, умеющий, как известно, много больше человека, не может знать больше, чем человек. Все, чему его учат, он воспринимает от человека. Но, как явствует из сути природы познания, (см. предыдущую главу) не все мы одинаковы в этом отношении: среди нас есть мудрецы. Компьютер эзотеричен не сам по себе, не конструктивно, но опосредованно – через эзотеричность тех, кто остается личностями в экзотерическом мире. Давая массовые сведения о великих мира сего, он воздействует на наше сознание как образ, т. е. как первый атрибут религии. «Нет Бога кроме MicroSoft, и Билл Гейтс пророк его», – тонко вибрируют внутри нас электронные паутинки Интернета. В то же время, в глубинах неподконтрольного нам биополя безупречный семьянин  ПК есть символ душевного равновесия, покоя и стабильности мироздания. Символ – это, как мы помним, второй непременный религиозный атрибут.

Недавно, в эпоху перехода от социализма неизвестно к чему, стали входить в моду у «новых» состоятельных граждан золотые цепи с массивными, сделанными «из того же материала», крестиками. Эта деталь гардероба была вожделенным предметом зависти неимущих, объектом гордости владельцев. Были и другие обывательские амулеты, которые нет смысла перечислять. Однако по мере компьютеризации общества все они на протяжении последнего десятилетия века необходимо уступали первенство электронным компонентам. Амулетами становились та же тамагочи, дистанционные пульты авто, трубки сотовых.

Прошу не усматривать пошлость в том, что я сейчас скажу. Женщины всегда представлялись мне существами загадочными, но вот что касается мужчин, то, желая сделать приятное представителю неслабого пола и зная, что в этом плане все в порядке, сегодня лучше всего поинтересоваться, какой именно у него компьютер.

В последней части текста я дважды обоснованно употребил ключевое понятие «амулет», представляющее собой не что иное как третий и последний необходимый атрибут религии. Кабалистический треугольник замкнулся. Осознаем мы это или нет, – нечто выражающее различные стороны всемирной индустрии информации уже приняло в нашем подсознании форму религиозного чувства. Конечно, у каждого это выражается по-своему.

Отдавая себе отчет в возможности формирования из вышеизложенного мировоззренческой платформы, удобной для комментариев, рассуждений и измышлений, я, тем не менее, считаю эту возможность непозволительной на том основании, что религия – дело сугубо интимное. То есть, общего подведения итогов в данной главе не состоится, как не бывает обычно (за исключением деятельности полит- и порнотехнологов) обзоров новостей супружеской спальни.

Но это (как и в нашем случае) совсем не означает, что супругам нечего обсуждать наедине.

______________________________



[1] операционная система, ядро (минимально необходимый фрагмент) которой загружается при запуске компьютера, транслируя команды программ в машинном коде, т. е. переводя их на язык, доступный процессору

[2] имя пользователя и пароль

[3] в данном контексте – оболочка программы

[4] пользовательские параметры дисплея (монитора) ПК