А. Н. И.

Нас вновь соблазняет открытая дверь в никуда,

вселенский сквозняк нас опять до костей пробирает.

И взгляды как рельсы уже протянулись туда,

и, будто сквозь сон, отправленье уже объявляют.

Груженные хламом, стоят на вокзальных путях

составы из душ, невостребованных в одночасье.

И слезы замерзли, и слов не находится уж,

и вовсе не стало ни страсти, ни чести, ни власти.

Один лишь соблазн – открытую дверь в никуда

врубить бы в косяк, чтоб оконные стекла дробились…

И боли не ведать. И в поезде ехать туда,

где знать не дано,

от чего мы с тобой открестились.

1993

Формуляр

4.

Возможно, кто-то вправе проявить недоумение по поводу того, как можно обосновывать современные процессы мистико-религиозными аргументами тысячелетней давности. Однако и в последующем изложении мне придется пользоваться этим приемом, в оправдание которого скажу следующее:

Ø      Информационная революция, произошедшая в силу уже известных нам причин, вызвала хаос в социально-экономической и культурно-научной сферах жизни общества. Целый ряд наук, среди которых естественные, точные и гуманитарные, не выдержав схода информационной лавины XX века и получив от нее многочисленные повреждения, утратил концептуальную целостность. Как известно, природа, в том числе, социальная, не терпит пустоты. В образовавшиеся от повреждений бреши хлынул поток новых научных, лженаучных и иных знаний, научность которых не поддается идентификации ввиду организационных проблем.

Ø      В этих условиях, при которых науке стало трудно объяснять явления и классифицировать неограниченно прибывающие данные, а инициатива стремящихся войти в науку исследователей возросла, формирование научно-прикладных взглядов вульгаризировалось. Мы стали, если можно так выразиться, в большей степени наивно-прагматичными, нежели научно-практичными, отождествляя информацию с электронным файлом, а компьютер – с космической энциклопедией.

Ø      При присущем современному обществу состоянии духовного дефицита и возрастании в то же самое время потребности в духе люди, не ограничиваемые рамками идеологии, утоляют свой духовный голод, кто как может: с помощью религии, живописи, постижения йоги и т. д. Голодный неразборчив: хорошо, когда сам зарабатываешь на еду, – плохо, когда еда оказывается недоброкачественной.

Ø      Вопреки ожиданиям, электронные тексты в условиях всеобщей компьютеризации до сих пор никак не смогли потеснить книжные, полиграфическое оформление которых лишь еще больше расцвело на базе компьютерного дизайна. С другой стороны, вышеназванные проблемы повлекли кризис литературных источников, который выражается в том, что:

·        прежняя, 10-20 летней давности, литература хороша по содержанию, но устарела идейно и с мировоззренческих позиций;

·        вновь издаваемая не выдерживает никакой критики в языковом, стилистическом и содержательном отношениях. Кроме того, новые книги, особенно учебники, морально устаревают, едва успев выйти в свет, ввиду постоянной корректуры взглядов на то, что в них излагается;

·        появилось прежде невиданное в нашем обществе увлечение древними источниками философско-религиозного характера, многие из которых, пройдя проверку временем, блистают непреходящей мудростью на фоне сентиментально-примитивной или технически безысходной современной литературы.

Некоторые библейские тексты очень символичны и, как это ни удивительно, имеют не только эмоционально-художественную, но и познавательную привлекательность. Так, фрагменты некоторых Евангелий, хотя и написанных сообразным фольклорно-мифологическим языком, содержат удивительно точно терминологически выдержанную  информацию об устройстве мира и протекании космических процессов. Библия же в целом, с интересующей нас позиции, есть не что иное, как полная инструкция по эксплуатации информационной среды, данная, правда, в символической форме. Впрочем, ранее я уже обращал внимание на обстоятельство существования сегодня подробных исследований и комментариев, облегчающих понимание эзотерических источников. Библиографическая справка в конце этой книги содержит ссылки на некоторые из таких изданий[1].

В отличие от буддистских и иных документальных свидетельств восточной мудрости, представляющих собой скорее техническое описание мира и человека, библейские тексты, будучи технически менее подробными, более ассоциативны и эмоциональны. Эти качества делают их более других удобными в популярной интерпретации космических законов и особенно – закона потребления информации, сформулированного в предыдущей главе. В то же время, некоторые крайне важные для понимания проблемы понятия (кармы, например) можно почерпнуть только в восточных скрижалях. В предстоящем нам дальнейшем исследовании информации как всемирного значения среды мы сможем не только неоднократно убедиться в правильности этих документов, но и получим опыт, свидетельствующий о парадоксальной возможности применять их рекомендации в самых, что ни на есть обыденно-житейских областях. В том числе в отношениях человек – компьютер.

5.

Сколько бы мы не предъявляли претензий к разнообразным гримасам и несуразностям нашей жизни и представлений о ней, следует понимать, что все они объективны и являются частью причинно-следственной цепи событий на этапах развития общества. Правильным информационным стилем поведения, поэтому, является спокойное восприятие объективных проблем, никак, впрочем, не ограничивающее наши права бороться с глупостью и преступлением. С. Н. Лазарев в своих книгах «Диагностика кармы» говорит о необходимости формирования в современном человеке мировоззренческой позиции, при которой он активен на физическом плане и деликатен на тонком. Так что нет причин осуждать себя или кого-то за примитивные представления по ряду современных проблем. Тем более что в наших силах это исправить.

С тяжелым вздохом (рано или поздно это все равно случилось бы!) и ощущением того, что приходится одновременно исполнять сразу все роли участников известного события  в Райском Саду, перехожу к нравственной проблеме информационного общества.

Мне, разумеется, неизвестно, существовал ли на самом деле этот Сад, и, если существовал, то что именно в нем произошло. Гораздо важнее точность символической схемы, а также отображаемая ей информационная картина. Попробовав «запретный плод», люди на каком-то доисторическом этапе стали тем, что представляют собой сегодня, – микрокосмической автономной биосистемой (микрокосмом). «Изгнанным из Рая» Хозяин предоставил не только персональное физическое, но и частично – тонкое тело, в том смысле, что человек стал сопричастным некоторому локальному объему информационного плана космоса, дифференциальной космической моделью. Надо понимать, что до «грехопадения» такой дифференциации не было, т. е. к услугам любого «райского» существа был весь космический план с его неограниченными ресурсами. Администратор отключил от сети шаловливого пользователя, ухватившего с сервера некоторую часть не предназначенной для него системной информации! Есть, правда, и другая известная версия: Учитель информатики задал ученикам контрольную работу, для чего, позволив переписать задание, отключил центральный компьютер от остальных. В принципе, для выяснения интересующей нас истины не столь важно, какая из версий правильная. Важно другое: в распоряжение человека был предоставлен физический план и некоторая условная часть информационного – с потенциальной возможностью полного доступа к последнему, которую, правда, предстояло еще реализовать.

Говоря на языке ЭВМ, случилось аналогичное выделению каждому пользователю рабочей группы (workgroup) сетевого диска с доступом «только чтение» (read only) и предварительная настройка сетевого программного обеспечения (net soft) для этого доступа. После чего участники данной рабочей группы, только что закончившие компьютерные курсы, оказались предоставленными сами себе и могли рассчитывать разве что на удаленную помощь (remote assistance). Впрочем, христианские документы содержат свидетельства инспекционного посещения Администратором брошенной на произвол группы в виде двух состоявшихся и предполагающегося 3-го Пришествий.

Я полагаю, что Древо Познания было, возможно самым обыкновенным фруктовым деревом. Акт грехопадения свершился не вследствие вкушения плода, а ввиду самостоятельного выбора и появления неизбежной ответственности за этот выбор. Осуществление выбора есть нравственный поступок, то есть такой, исполнитель которого необходимо принимает на себя божественную функцию творения. Творческая же функция, хотим мы этого или не хотим, в условиях сопутствующего человеку информационного дефицита есть произвольная локализация Добра и Зла в сотворенном. Добро и зло существуют обособленно лишь в виде, если угодно, мифологической модели. На практике же они могут быть самостоятельны не в большей степени, чем плюс и минус аккумулятора.

В предыдущей главе мы сформулировали 1-й информационный закон, который, напомню, назвали законом потребления информации. Сформулируем 2-й:

q       В естественных для человека условиях ограничения данных (информационного дефицита) доступ к информации соответствует информационной целесообразности выполняемого действия (поставленной цели).

По сути данного закона информационной целесообразности можно дать следующие разъяснения:

ü      информационная целесообразность – то же самое, что общественная нравственность (соотношение добра и зла в поведении), но формально более точно отражающая космический творческий процесс;

ü      Информационный дефицит (ограничение данных) – пороговое ограничение количества и качества входящей в человеческое сознание информации путем воздействия космических, психических и гражданских законов, а также морально-интеллектуальным уровнем получателя;

ü      Сумма экзотерических (традиционных) взглядов общества (или его части) и информационного дефицита дает, таким образом, результат, представляющий собой знания  эзотерические;

ü      В определении информационного дефицита речь идет именно о пороге восприятия данных на уровне сознания, поскольку подсознание (биополе) как часть информационного плана космоса ничем не ограничено и может предоставить сознанию весь ресурс вселенной.

С точки зрения теологического экскурса, т. е. обзора библейских данных, интересно, что прокомментированная ветхозаветная притча не содержит достаточно сведений для наших выводов или, по крайней мере, не обеспечивает им достаточной убедительности. Чтобы прийти ко второму информационному закону, потребовались еще и некоторые свидетельства «Нового Завета», о которых я пока не говорил.

«Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем»[2]

Прокомментировать это изречение можно так: не обязательно считаться праведником, идя по пути духовного совершенствования; пытаясь же следовать поведенческой модели Спасителя, надо соответствовать и духовной его модели.

6.

По всей вероятности, человеку следовало пройти определенный общественно-исторический путь прежде, чем он смог подняться до осознания категории Духа, а особенно – его предполагаемой святости. Теперь у нас есть все фрагменты для составления схемы информационной антропологической среды.

Итак, да простят меня все святые, алгоритмизируем Троицу.

q       Отец – самоорганизующаяся информационно-управляющая система высшей иерархии с возможностью входящего доступа из любой точки пространства-времени. Символьная категория – энергоинформационная.

q       Сын – клиент-преобразователь информации с правами полного доступа к любым ее видам и структурам, а также с неограниченными правами исполнителя и потребителя. Символьная категория – физическая.

q       Святой Дух – духовный критерий бесконечного приближения человека к состоянию абсолютной информационной целесообразности, по достижению которого он уравнивается в привилегиях с Сыном. Символьная категория – нравственная.

Таким образом, любая информация, независимо от ее формы и вида, которую человек с целью реализации на физическом плане стремится получить, не может превышать предельной, исходя из нравственной оценки этого человека. Контролировать такой индивидуальный предел могут разные объекты и субъекты (см. данное выше определение информационного дефицита), воздействующие каждый на своем уровне тонкого (информационного) плана и вызывающие результаты на плане физическом. В качестве житейских примеров такого рода можно привести недоверие жены, ограничивающее информацию мужа о других женщинах; не раз приводившееся в качестве примера ограничение доступа к серверу; принудительное ограничение свободы преступника из-за попыток доступа к информации о потенциальных жертвах (тюремное заключение). Есть и другие, более сложные случаи информационных запретов, причинно-следственные связи которых с житейскими обстоятельствами доступны лишь экстрасенсам или людям с сильной интуицией. Такие случаи подробно и в изобилии описаны в уже упоминавшейся книге петербургского эзотерического целителя С. Н. Лазарева «Диагностика кармы» и названы им «неприятностями по судьбе». Внешне происхождение таких «неприятностей» (аварии, тяжелые болезни, семейные неурядицы) кажется незакономерным, случайным, в то время как в действительности работают те же космические законы ограничения (блокировки) на более высоком, в сравнении с житейским, уровне.

В сказках народов мира и, в частности, в русских народных сказках, тоже имеются любопытные наблюдения на интересующую нас тему. Но прежде, чем говорить о фольклоре, поговорим о человеческих типах информационного плана. В информационно-интеллектуальном отношении имеются два известных типа людей: хитрецы и мудрецы. При этом совсем не обязательно экстремальное проявление хитрости как стратегии или мудрости, имеющей следствием гениальные открытия. Данные типы соответствуют своим названиям в смысле образа жизни и мировоззрения. Хитрый в этом контексте – тот, кто почти инстинктивно стремится к обладанию важными для него ценностями, будь они духовные или материальные, не смущаясь нарушением этики любого ранга и пытаясь с этой целью обмануть всякого (в том числе – «мудреца»), кто может быть обманут: жену, мужа, начальника, продавца, Бога в конце концов. «Хитрецу» безразлично, какие именно законы он нарушает своим поведением. Поэтому, исходя из принципа «сколько ниточка ни вейся», рано или поздно он заканчивает нарушением космического закона, т. е. заканчивает плохо. «Мудрец», в отличие от первого, нравственно высок, в силу чего весьма ограничен в выборе средств, которые, по его мнению, не оправданы сколь  угодно заманчивыми целями. Люди этого типа – часто житейские неудачники или просто парадоксальные чудаки.

А теперь вернемся к сказкам. Всем известен образ Ивана-дурака, в отличие от своих благополучных братьев оделяющего нищих и отказывающегося убивать зверей даже в полушаге от голодной смерти. Это наш «мудрец», которого награждают свыше вопреки житейской логике, исповедуемой братьями-«хитрецами». Мораль этого сказочного сюжета, не уступающего в гениальной простоте евангельским изречениям и полностью соответствующего 2-му информационному закону, такова: человек с нравственной поведенческой моделью всегда имеет информационный приоритет перед тем, кто строит поведение на приобретении личной выгоды. Иначе говоря, «дуракам везет» на том основании, что они, как приверженцы Святого Духа, обладают большей, чем «хитрецы», информационной целесообразностью.

7.

Информационная, а точнее – энергоинформационная среда имеет, соответственно своему двусмысленному происхождению, двойной стандарт, подобно тому, как физическая природа света основана на корпускулярно-волновом дуализме. Информация, будучи таковой на тонком плане космоса, вступая во взаимодействие со средой материальной, проявляется энергетически. Наоборот, энергетика земного физического плана выступает на плане тонком в качестве информационного осведомителя. Диплом за первое место в компьютерной олимпиаде, выданный нашему старому знакомому – студенту, – несомненно, материальное тело. Оказывая на своего обладателя сообразное информационное воздействие (эффект «медных труб»), этот диплом меняет отрицательным образом энергетику молодого человека, влияя на подсознательные центры. Деформированная энергетика (психика, по критериям психологов) материализуется на физическом плане в виде ежедневного участия студента в обильных застольях по поводу своей победы, что (мы этого не допустим) вполне может привести к изгнанию его из ВУЗа и окончанию столь славно начавшейся карьеры. Другой пример: человек, принимающий пищу (в прошлой главе мы, кажется, оставили нетронутым вяленого леща), вместе с ней «принимает» и информацию о ее происхождении. Точно так же, хотя в этом случае информация будет материализованной, мы принимаем от продавца гарантийный сертификат на купленную системную плату вместе с самой платой. Съеденная еда вызывает у нас душевный подъем или спад, в зависимости от того, как наше информационное поле энергетически взаимодействует с полем продукта. Затем, соответственно скомпилированной и запущенной подсознательной программе, меняется к лучшему или к худшему физическое самочувствие.

И, наконец, третий, наиболее интересный для нас пример, в соответствии с сюжетной канвой которого, из кабинета начальника доносится душераздирающий вздох. Компьютер, как у них это бывает, «забастовал» без предварительного уведомления. Но стоило администратору сети лишь приблизиться к «взбрыкнувшей» машине, та, словно испугавшись возмездия, отчетливо перезагрузилась и стала выполнять, что требуется. По поводу «испуга»: это не аллегория, а слова начальника, который (я неоднократно, как и многие, наблюдал подобную сцену) именно так и заметил: «Она тебя боится…»

В последнем примере, в отличие от первых двух, тяжелая, почти в артиллерийском смысле, энергетика привыкшего повелевать человека ударила по информационному полю машины, вызвав проблемы уже на материальном уровне электронной информации. Пример не только любопытный, но и плодоносный, если под плодом подразумевать 3-й информационный закон:

q       Чем сложнее созданная человеком техника в смысле количества контуров и открытости архитектуры, тем в большей степени ее энергоинформационное поле приближается по сложности и подобию к полю создателя.

Это закон родственного соотношения информационных полей.

Однако, нам известно, что компьютер не просто сложная система, а максимально приближенная к человеку в структурно-функциональном смысле, подробная его модель. Модель, обладающая человеческим подобием элементной базы органов-комплектующих и, на основании 3-го закона, имеющая к тому же сходное по параметрам информационное поле. То есть, в известной мере справедливым будет сказать, что ЭВМ имеет тело и душу.

Уже будучи почти что в готовности сентиментально прослезиться, остановимся на сделанных аналогиях и не будем продолжать их список. Более того, воспользуемся осознанием обстоятельства, которое теперь отчетливо прослеживается: имеющий душу, т. е. энергополе, не обязательно имеет дух, т. е. систему нравственных ценностей. Зарождающаяся в современном обществе информационная религия[3] как сложившаяся форма интуитивного восприятия, приписывает ПК как раз таки духовно-нравственные свойства, которыми он в действительности не обладает и обладать не может! Но вот в чем проблема: энергоинформационные (не электронные!) структуры всемирной компьютерной сети и каждой отдельной машины, безусловно, воспринимают информацию человеческих полей. Уже не маленькая тамагочи, а гигантские по пространственной протяженности объектов космические поля техногенного монстра втягивают в себя энергию человеческого духа, не умея по причине функциональной бездуховности равноправно с ней взаимодействовать. Отток невосполнимых духовных ресурсов в мертвую зону электронно-информационного пространства, возможно, и сказывается в виде тех неприятных событий, о которых так часто мы стали говорить. Падение духа на фоне роста энергетики приводит к тому, что запрограммированный Создателем нижний предел информационной целесообразности сегодня уже едва достигается человечеством.

Святой Дух требует не жертвы, а сознательного выбора. Выбор требует принятия на себя ответственности избравшим. Дело, разумеется, в нас, а не в компьютерах. В связи с этим, я надеюсь, что человечество, сколь бы серьезны ни были проявления техногенного кризиса, никогда не опустится до того, чтобы обвинять в своих бедах машины.

______________________________



[1] в нижеследующем тексте эти издания, также как и их авторы, еще неоднократно будут помянуты

[2] Евангелие от Матфея, 12; 32

[3] см. главу «Информационная религия: Сатана умер, - да здравствует Создатель?»