646
Благополучие благополучного общества, каких бы социальных званий оно не носило, зиждется на одном и обуславливается одним – ДУХОВНОЙ ИЕРАРХИЕЙ людей. Системой управления более сознательных менее сознательными: чем выше уровень сознания, тем более высокое положение занимает его обладатель.
Склонное к рассуждениям о духе современное общество пришло однако к материальной иерархии – к системе управления богатых теми, у кого денег поменьше. Называется это всем знакомым, но не вполне однозначным словом БИЗНЕС. Что же это?
Всемирно известный автогигант «Dodge» делает свою продукцию вручную из качественного металла и надежных компонентов. Никому не известный конкурент по отрасли, скажем, «Chery», собирает свои авто из композитных материалов на автоматических конвейерных линиях. Автомобили аналогичного класса обходятся «Chery» впятеро, а продаются – вдвое дешевле, чем у «Dodge». Оставшаяся разница – 150% прибыли «Dodge» – пускается на рекламу; последняя не только увеличивает популярность «Chery», но и переворачивает представления об автомобиле вообще и потребительские шкалы его оценки, в частности. Отныне цельнометаллические конструкции считаются небезопасными, а быстрый износ комплекта дешевых полимерных штамповок с лихвой компенсируется обязательством бренда менять их хоть каждый день.
Что дальше? «Dodge» и ему подобные «производители-на-совесть» неминуемо разоряются, а «Chery» и иже с ним – утверждаются и растут, приколачивая законодательными гвоздями на стену общественного мнения таблички со свойственной идеологией.
Бизнес – это негласная идеология «Chery», рекламно обряженная под идеологию «Dodge».
Автомобили, диваны, бритвы, микроволновки, футболки. Колбасы и прочие продукты. Образование и прочие услуги. Идеология «Chery» выталкивает из мира идеологию «Dodge», как подсадной кукушонок – обитателей гнезда – из гнезда. «Chery!!!» – и ты, увитый лаврами, на белом коне – обласканный, счастливый и богатый. «Dodge…» – никчемный замотанный неудачник, рогатенький донкихот, принципиальный баран, чьи дни до заклания и съедения сочтены.
Впрочем, не намного напомаженному коньку пережить дурно пахнущего козла. «Chery» – это сверхприбыль на голом месте, это большие деньги, уплаченные ни за что – за ничто. Это сорняк, заполонивший все вокруг – сорняк, кроме которого не растет уже ничего. На что можно пустить эту прибыль?
На рекламу «Chery» и на самое «Chery» – на дрянное, никчемное, бесполезное. Что хорошего можно купить на эти деньги?
Только то, что сделано упрямцами-неудачниками – баранами а ля «Dodge». Одну съедобную колбасу на сто сортов колбасы. Одно лезвие из ста, что побреет в десятый раз. Один диван из десяти, что выдержит трехдневное пиршество молодых… вчера, когда писаны это строки, все это еще было. Сегодня, когда вы читаете их, – возможно, уже нет.
А в недалеком завтра бизнес, он же – идеология «Chery», привыкшая повелевать людьми, просто объявит, что ВСЕ ЭТО уже больше не нужно им. Что неэтично, негармонично, негигиенично, немодно, небезопасно и потому вовсе неактуально.
За сим сенсационным заявлением бизнес, представленный во всей своей красоте, эффектно удалится, как и надлежит народному артисту. Вот только насчет цветов… боюсь, величайший фокусник истории не оставит не только их, но даже тухлых яиц.
Победитель берет все, проигравший остается ни с чем. Кто роет яму, заманивая других, сам когда-то окажется в ней.